Особенности изучения дизайна в ВУЗах

В дизайнерской деятельности умение применять законы композиции в творческих проектах очень важно.

Особенно в таком культурном городе, как Одесса. Независимо от того, какую из сфер дизайна изучать (модельер, график, фото-видеодизайн и дизайн интерьеров), человек должен не только знать законы композиции, но и уметь применять их на практике. Нельзя создавать предметы дизайна опираясь только на конструктивные, цветовые законы.


Композиция изделий культурно-бытового назначения должно удовлетворять условиям внутреннего и внешнего рынка, эстетические вкусы общества, отображать его растущую культуру и запросы. Во всем этом необходимо разбираться одесскому дизайнеру интерьера.


Для одесских дизайнеров необходимое системное изучение основ теории композиции.

При работе над любым дизайнерским проектом необходима мобилизация всех знаний, полученных в период обучения. Одним из них является использование композиции во всех ее аспектах, потому что без этих навыков нельзя стать профессиональным дизайнером интерьеров. Само слово «дизайн» в переводе с английского означает: чертежи, проект, эскиз, рисунок, замысел. Это сфера искусства, занимается конструированием мира предметов. Разработка собственных идей и реализация их в дизайнерском замысле требует квалифицированного подхода, которому обучают преподаватели специализированных кафедр. «Издавна существует понятие гармонии. Для древних греков гармония как состояние идеального созвучия, порождаемого частями одного целого, была понятием организующим. Латинское слово «композиция» - составление, соединение частей, систематизирование - изначально имело более широкий смысл. Оно выражало представление о различных сторонах и части, из которых создается единое целое ».


Целесообразно при обучении рисунка и живописи преподавателям активизировать чувство композиции и включать небольшие по времени тренировочные упражнения, которые помогут развитию понимания аспектов творческой деятельности. Это надо делать в начале каждого занятия по рисунку и живописи. Такие упражнения должны помогать студентам не только развивать композиционные аспекты рисунка и живописи, а также развития специфических композиционных элементов, необходимых на занятиях по специальным дисциплинам. Это крайне важно, так как помогает студентам в шлифовке своего мастерства. Профессиональный дизайнер интерьеров в Одессе должен постоянно анализировать то, что он делает и каким образом достигается лучший результат. Такой анализ возможен только в том случае, если дизайнер опирается на глубокие знания, полученные во время обучения, в свою очередь достигается синхронизацией процесса обучения и согласованностью программ обучения между кафедрами факультета. Объекты и методы исследования


Для того чтобы воспитать квалифицированного дизайнера, необходима кропотливая синхронизированная работа преподавателей всех кафедр факультета дизайна. Развитие у студентов творческого самосознания, воспитание культуры и вкуса ведет к воспитанию профессиональных и талантливых одесских дизайнеров.


Немалое значение в решении этой задачи имеет развитие чувства композиции. С этой целью автором предложены практические упражнения по композиции, приведенных в методическом пособии «Схема восприятия основам композиции для самостоятельной работы». В руководстве также предложены практические задания, которые могут использоваться преподавателями на занятиях по рисунку и живописи, студентами для самостоятельной работы. Эти задачи должны помочь лучше усвоить материал и развить чувство композиции, желательно с учетом исторического аспекта.


«Каждая историческая эпоха характеризуется своими любимыми приемами композиции и ее основными принципами. Для классицизма, например, типовые уравновешенность, симметрия, регулярность ... ». В нашем веке подход к композиционных решений немного изменился, хотя определенные правила актуальные до сих пор. Подход стал более дифференцированным, так как появилось много отраслей жизнедеятельности людей, для которых стали актуальными дизайнерские решения. В современном обществе в Одессе востребованы более узкие специализации в сфере дизайна, например, специалисты по моделированию корпоративной одежды, разработки интерьеров, создание рекламы, упаковки и т.д. Преподавателям кафедры рисунка и живописи необходимо учитывать особенности специализации студентов и планировать свои занятия с учетом развития профессиональных навыков, необходимых для конкретной специализации.


Дифференцированный подход крайне необходим для преодоления трудностей в процессе обучения и более эффективному изучению основных дисциплин. Это значит, что дизайнеру-модельеру необходимо давать знания, которые помогут пониманию законов композиции костюма, дизайнеру по рекламе (печатной), необходимые знания законов компоновка и размещение текста и изображения на листе, а дизайнеру по интерьерам - законы объемно-плоскостной композиции и развитие чувства масштабности. При этом важность получения навыков и умений рисунка и живописи не может нивелироваться, потому что дизайнер обязан хорошо рисовать и художественно подавать свой проект.


Если преподаватель не учитывает особенности композиционных основ, необходимых студентам конкретной специализации, и не активизирует эти знания, умения и навыки на своих занятиях, а только дает знания по академической рисунке и эстетические нюансы задач по специальности или разработкой, например, проектной работы. Проект может быть выполнен технически правильно и подробно грамотно, но ошибки и нарушения композиционной гармонии и уравновешенности делает его невкусным и неинтересным.


«В композиции важно все - массы предметов и их силуэты, их зрительная« вес », ритм, с которым они размещены ..., цвет и колорит ..., распределение светотени, интенсивность цвета ... и т.д. ».

Постановка задачи Целью статьи является не только необходимость показать, насколько важно изучение такой дисциплины как спецкомпозиция на факультете дизайна, но и аргументация необходимости ввода упражнений для получения знаний основ композиции на занятиях по рисунку и живописи, с обязательным учетом специализации обучаемых. Конечно, есть студенты, у которых врожденное чувство понимания композиции, но даже им изучение законов спецкомпозиции поможет систематизировать свои способности и лучше применять их на практике. Студенты, которым трудно дается понимание композиции, при старательном подходе в изучении этой дисциплины и выполнения заданий для самостоятельной работы помогут приобрести необходимые умения и навыки и стать дизайнерами-профессионалами. Поэтому изучение законов композиции необходимо не только на занятиях по спецкомпозиции. Также требуется разработка методик обучения основам композиции на занятиях по рисунку и живописи с учетом конечных задач специализации студента.


Программы по рисунку и живописи желательно переработать с учетом когнитивного метода обучения (Collins, Brown & Newman, 1989 г.), т.е. последовательность изучения материала должна определяться тремя принципами: 1) глобальное ранее локального, 2) от простого к сложному, 3) перенос ( усвоенные знания и навыки могут быть использованы в различных условиях [3]. Знания и навыки композиции, полученные на занятиях со спецкомпозиции, рисунка и живописи студенты используют на профессиональных занятиях.


«Нужно помнить, что композиционным приемам можно научиться ... постоянные упражнения в композиционном искусстве итоге формируют и развивают композиционные навыки ». Студент-дизайнер интерьеров должен понимать, насколько важно знание законов композиции, поэтому преподавателю необходимо постоянно на конкретных примерах мотивировать значимость получения этих знаний и развитие умений и навыков.

Результаты и их обсуждение


Целью учебного процесса на факультете дизайна является обучение и формирование высококвалифицированного специалиста в сфере дизайна. В частности, этому помогает узкоспециальную дисциплина «Спецкомпозиция», что является индивидуальной для каждой конкретной специализации. Задача преподавателей кафедры рисунка и живописи - дать знания и привить навыки и умения студентам не только по дисциплинам «Рисунок» и «Живопись», но и привить знания законов композиции с учетом выбранной студентом специализации. Как показывает опыт, не каждый студент, даже совершенстве зная теорию, может правильно применить ее на практике, потому что ему может не хватать опыта и практических навыков. Студент, получивший знания лекционного курса и развил навыки и умения использования этих знаний на практике, способный грамотно подойти к решению любого проекта.


Постоянные упражнения с активизацией умений и навыков в области законов композиции на практических занятиях, синхронизация программ по рисунку и живописи с программами из основных дисциплин специальности показали, насколько лучше усваивается материал студентами и насколько вырастает их профессиональный уровень, развивается творческий потенциал, что в дальнейшем показывает высокие результаты в работе. Систематизированые навыки дают лучший результат при воспитании будущих специалистов. Это отмечают преподаватели, которым приходится управлять курсовыми и дипломными проектами.


Выводы
Работа на практических занятиях со студентами показала, что студенты, которым усвоенные знания законов композиции, а также развитые художественный вкус, способные четко и эстетически грамотно выразить свою идею, замысел, что в дальнейшем ведет к профессиональному результату при работе над дипломным проектом. Понимание особенностей и трансформации в композиции, а также понимание его влияния на изменения в области дизайна формирует специалистов высшего класса. Чтобы понимать современные трансформации в композиции, необходимы также знания предмета в историческом аспекте. Непрерывное развитие технологии тоже вносит коррективы при подходе к изучению композиционных законов. Но есть основные принципы, которые остаются неизменными. Например, законы перспективы, масштабность, ритм и т.д.


Необходимо внимательное наблюдение за тем, как студент усваивает материал из спецдисциплин, анализ результатов обучения и внесения определенных корректив при необходимости.
Конечной целью учебного процесса по спецдисциплин, является обогащение талантливых и старательных одесских студентов профессиональными знаниями, помощь при становлении специалистов высокого уровня. В век высоких технологий необходимы дизайнеры интерьеров с современным мышлением, поэтому синхронизация и корректировка задач при изучении спецдисциплин, дает возможность выпускать специалистов, которые необходимы на сегодняшний день в Одессе, смогут не только правильно применять полученные знания на практике, но и развивать новые направления дизайна.