Дизайн-образование в Украине.

Процесс изучения дизайна в высших учебных заведениях.

Главными факторами, которые обусловливают формирование современной теории и методики дизайн студии в Одессе есть проблемы благоустройства среды жизнедеятельности человека в условиях развития экономики Украины. Современная модель "дизайн-созидания" в Украине требует приоритетного решения проблем, существенным фактором которого стал направление на европейскую интеграцию.


Как отдельная отрасль искусства, дизайн существует совсем недавно. Самыми заметными основателями рационально функционализма в дизайне ХХ века стали Великобритания и Германия. Внедрение дизайна именно в систему образования начала школа "Штаатлихес Баухауз", в которой было введено особое, разработанную В. Гропиусом единую систему образования, где "чистое и прикладное искусство развивались в гармоничном взаимосвязи". Едва ли не впервые были задекларированы основные принципы педагогической системы - развитие творческой индивидуальности и практической работы в мастерской. Позже Ульмская школа в Англии подхватила и развила педагогическую линию "Баухауз" и стала источником функционального дизайна в мире в вт. пол. ХХ в.


Зарубежный опыт педагогических систем указывает на особую заинтересованность дизайном во всех сферах жизни, а в таких странах, как Великобритания, Япония. Отличительной чертой времени является востребованность работы дизайнера интерьеров и на одесском рынке труда, однако развитие дизайн-образования не рассматривается в Украине как необходимая составляющая общей многоступенчатой образования. Существует определенная необходимость пересмотра концепции образования в целом, что существенно расширяет и углубляет понимание сущности дизайна , в т.ч. и дизайн интерьеров, и требует создания государственной программы развития данной дисциплины.


В Харькове общепризнанным центром дизайнерского образования в Украине считается государственная академия дизайна и искусств (ХГАДИ), где обучение проводится по главным отраслям современного дизайна - промышленный, графический и дизайн среды. Однако следует признать, что древние традиции харьковского дизайна (в частности, одной из первых в Российской Империи художественно-промышленных школ была основана в 1894 году школа Марии Раевской-Ивановой) ведут к весьма активного развитию большого количества кафедр дизайна в разных высших учебных заведениях Одессы и других городов.

Согласно формирования системы развития украинского дизайна (основанного постановлениями Кабинета Министров Украины от 20.01.97 г. № 37 "О первоочередных мерах развития национальной системы дизайна и внедрение их достижений в промышленном комплексе Украины, на объектах жилой, производственной и социально-культурной сфер" и др.) при Харьковском национальном педагогическом университете им. Г.С. Сковороды в 2003 г. создана кафедра "Дизайн. Моделирование одежды". Ее открытие почти совпало с реорганизацией высшего образования в Украине и переходом на ступенчатое образование. Так, образовательно-квалификационные программы по уровням "специалист" и "магистр" приобрели новое и углубленноое значение, их направленность варьируется в зависимости от профиля и специализации дизайн-обучения. Больше внимания предоставлено распределения содержания и объема специализированного материала во время профессиональной подготовки выпускников. За главную концепцию дизайн-обучение взяты теоретические положения ХГАДИ, основанные преимущественно на педагогических принципах школы Баухауз.


Так, для качественного и обстоятельного обучения студента-магистра и специалиста особое значение приобретают такие дисциплины как "теоретические основы дизайна", "трансформация в дизайне", "комплексное проектирование", "история дизайна", "искусствоведение", "производственная практика", "компьютерная графика" и ряд др. Целый ряд общеобразовательных художественных, гуманитарных, педагогических дисциплин преподается силами соответствующих кафедр. Подобная структура учебных дисциплин является сегодня типичной для многих европейских дизайнерских школ.


Возможность развивать и строить современное дизайнерское образование дает и широкое изучение искусствоведческого наследия по курсу "Истории дизайна" которая направлена на формирование профессионального уровня будущих дизайнеров Одессы, показывает роль и место современного дизайна интерьеров в обществе, принципы его развития. Конечно, освоение современного искусствоведческого пласта имеет большое теоретико-методическое значение и является существенным условием формирования высококвалифицированного специалиста.


Подытоживая, скажем, что дизайн с его социокультурной направленностью, художественно-образным мышлением является той формой научно-практической деятельности, с помощью которой возможно образование и реализация таких социально значимых программ, как культурно-воспитательная, развития творческого потенциала молодежи и т.д.