Мебель в дизайне интерьера Одессы.
История развития дизайна мебели.
Измерение первое – линия.
Строго говоря, любая линия требует для своего существования минимум двух измерений. Но это в обычной математике, а в мире мебели она по-прежнему альфа и омега формы. Она определяет моду и стиль в дизайнерской мебели в Одессе. Именно из простых линейных композиций находки чаще всего перекочёвывают в пространство, материал, становятся основой тенденции. «Рисунок—это мысль», – говорил великий Леонардо. Линия, в таком случае, и есть базовая логика, утверждение, на котором строится здание мебельной философии. Популярных и часто обыгрываемых линий в дизайне мебели в Одессе и в одесских интерьерах сегодня можно выявить несколько. Во-первых, неумирающая горизонталь, взорвавшая двадцатый век архитектонами Кандинского и виллами Райта. Естественно, она требует пространства с высокими потолками, нестеснённого движения и мощного темперамента дизайнера интерьеров в Одессе. Чего в Одессе всегда было в избытке.
Не реже, чем горизонталь, предметом пристального изучения и любования дизайнеров интерьера Одессы становится прихотливая кривая – то льющаяся мягко и нежно, то порхающая как мотылёк. Упругие и «вкусные» кривые традиционно стремятся в мир мебели для отдыха и расслабления. Но иногда вдруг перекидываются на шкаф или стол, создавая произведения, приводящие одесситов в лёгкий шок, а истинных знатоков—в восхищение. Сложные и запутанные кривые по-прежнему остаются в сфере ажурных стульев, козеток и прочей экзотической мебели, чья форма больше предназначена для эстетического любования, чем для утилитарных целей.
Есть не подтверждённое длительными экспериментами мнение, что чувство кривой напрямую связано с музыкальным слухом и способностями к математике. Если принять это на веру, то понятно, что у ставящих на первое место в жизни оперу и в повальном большинстве одарённых музыкально одесситов кривая звучит как скрипка Страдивари. Изогнутые металлические ленты и деревянные панели, тонкий металл и массивная мягкая мебель выпевают мелодии своими затейливыми изгибами. Прислушайтесь, и вы тоже услышите.
Измерение второе – ЦВЕТ.
Цвет сегодня определяется не жёстко и не однозначно. Носите то, что вам к лицу,— заявляют хитрые модельеры, оставляя за собой свободу маневра. По логике человека, как животного всё-таки коллективного, упорно выбирает на нынешний модельный год жёлтый, серый и синий. Пожалуй, большинство голосов в этом сезоне и за расцветку «кофе с молоком». Причём котируется как сам цвет, так и сочетание темно-коричневого с белым. Это правомерно для обивок, подбора шпона или ламината в интерьере Одессы, сочетания дерева и ткани. Чёрно-белая классика временно отступила на второй план и ориентирована скорее на спокойные характеры средней возрастной категории. А молодёжи предлагаются синий, красный и прочие дискотечно-комиксовыс расцветки. Они сопутствуют, как правило, смелым по форме и неоднозначным по применению предметам мебели в Одессе.
Можно выбирать – посмотреть ли вам триллер, потусоваться на дискотеке или провести час в компании кричаще восторженной мебели ярких цветов. Это цвета не только и не столько для детских и подростковых комнат, но и для одесских гостиных, спален или кухонь, предназначенных компенсировать недостаток ярких эмоций и сильных страстей в нашей повседневной жизни.
Измерение третье – КОНСТРУКЦИЯ.
Сегодня, кажется, даже мировые и национальные премии вручаются дизайнерам интерьеров не столько за образ или отточенный силуэт, сколько за перспективное инженерное решение. Безусловно, модны, декларируемо, удобны вариации на тему мебели-конструктора. Подушки и валики, передвигающиеся во всех плоскостях и направлениях, экраны и ширмы, в дизайне интерьеров в Одессе, переставные полки и раздвижные элементы скоро потребуют внушительного руководства по эксплуатации. Уже сегодня демонстрация их возможностей напоминает бродвейское шоу по скорости смены декораций и разнообразию производимых действий. Альтернативой этому служит любование виртуозной лёгкостью. Совершаются бесполезные, но приятные для глаза пируэты и прыжки, на которые оказывается способным практически любой материал. Подсечки ножек, изогнутые опоры торшеров, кривые стенки шкафов и непонятно на чём держащиеся консоли...
Просто так, ради упоённой демонстрации дизайнерских и технических возможностей, конструкции заворачиваются и истончаются, крутятся и зависают в непринуждённом полёте, оставаясь при этом опорой опор. Что касается конструкции внутренней, то техническими достижениями Одессу сегодня не удивишь. И, тем не менее, появляются всё новые конструктивные элементы, узлы, совершенствуется встроенная в мебель электроника. В итоге трансформация требует вес меньших физических усилий. О современной мебели в Одессе, как о компьютерных программах, можно сказать, что создатели работают над удобным пользовательским интерфейсом. Тема знакомой с детства раскладушки жила, живёт и будет, наверное, жить в веках. Эффектно раздвигаемые секции стульев, сворачиваемый до состояния плоского планшета стол, светильники, прячущиеся в стену - всё это её дети. Спальная же мебель в Одессе обыгрывает две темы: мягко разворачиваемого матраса и падающие из ниоткуда кровати. То есть предлагаются трансформеры дня всех типов темперамента, для всех размеров квартир Одессы, для всех степеней требования к дизайну интерьеров в Одессе.
Изменение четвёртое – ОБЪЁМ.
Мебельное искусство в Одессе, как и всякое другое, прокладывает спой путь между лаконичной простотой и причудливой усложнённостью. Маятник раскачивается от барокко к классике, от модерна к конструктивизму. Но сегодня мы явно живём и полосе здорового минимализма и спокойной монолитности форм и объёма. Даже самые норовистые и строптивые любители нагромождений умудряются ныне упаковать их в простой геометричный силуэт или сгладить общее ощущение сложности сдержанностью материала или цвета.
Монолитность, похоже, потеснила примелькавшийся в Одессе, в дизайне интерьеров, хай-тек с его истончёнными металлическими конструкциями и прозрачной паутиной каркасов. Прямоугольность постепенно уступает место овалу. По количеству вариаций и всевозможных «наворотов» он вот-вот обгонит куб. Овал растягивается в гармошку, раскрывается как веер, превращаясь то в карточную колоду в руках фокусника, то в ствол дерева с кроной и корнями. В нём могут читаться античные колонны, или вдруг просто и чисто демонстрируется собственная идеальная поверхность.
Одним из перспективных направлений формообразования в мебели можно назвать группу объектов, напоминающих каплю в полёте или растекающийся металл. «Виноваты» ли в этом Терминатор-2, популярность образов Дали или просто техника обработки металла, но производители мягкой мебели пропагандируют всё более свободные очертания, в чём и «отрываются» дизайнеры, Результат – странные объекты, к которым не очень понятно, как и подойти. Сегодня не модно быть излишне откровенным даже в частной жизни, поэтому и в мебели Одессы нет однозначности и прямодушной игры в кубики, но за мягкими прямоугольными формами, за сглаженными и слегка подретушированными углами всё равно просматриваются платоновские тела.
Но последнее слово стиль хай-тек в Одессе ещё не сказал, и по-прежнему в нём пытается модно выглядеть как дерево, стекло, так и менее технологичные по своей психологии кожа и ткань. Ажурная лёгкость почти невидимых опорных и несущих элементов завораживает до сих пор.
Свободной форме по определению присуща асимметрия. Это оправдано в офисных рабочих столах, системах хранения и даже кухнях, где форма функционально зависима от комплекса процессов. Но сегодня асимметричными хотят стать предметы, традиционно связанные с безусловно симметричным человеческим телом. Диваны и кресла, столы и стулья упорно доказывают, что они тоже могут выглядеть асимметрично и убедительно одновременно. При этом они пытаются оставаться ещё и комфортными. Форма современной мебели в Одессе способна легко изменяться. Надувные абажуры и кресла, на первый взгляд, не поражают изысканностью образа, но зато позволяют делать с собой что угодно.
Насколько убедительно сымитирует синтетическая нить ивовый прут, или подчеркнёт свои собственные достоинства, решать опять же приходится дизайнерам интерьеров Одессе. Материал значит многое, но пока не все.
Надувное кресло на тонких металлических ножках или наполненные мягким материалом пуфы разрешают поэкспериментировать с позой, и согласны внести элемент юмора и артистизма в жилой или даже офисный интерьер в Одессе.
strong>Измерение пятое – МАТЕРИАЛ.
При всём богатстве выбора материалов поражает неуклонное стремление дизайнеров интерьеров Одессы работать с наиболее экзотическими из них. И что характерно – сам материал не рассматриваемся как ценность, а разнообразно демонстрируется власть над ним. Очень популярно вязание и плетение. Причём если речь идёт о плетении из верёвок, то это непременно массивные панели для мягких диванов, если из бамбука – то необычные авангардные спинки кроватей, если из технических синтетических материалов – это, конечно же, роскошные кресла.
Дерево красят в серебряный цвет, но сохраняют природную шероховатость поверхности. В стекло вбрызгивают золото или серебро, в результате чего рождается ощущение небрежного экспромта, а не продуманной роскоши. Не ценность или редкость материала определяют стиль и цену мебели в Одессе, а художествственный уровень созданного в итоге дизайнерского произведения. В противовес коже и всему, что можно условно отнести к новому экологичному стилю (мешковине из синтетического полотна и лыку из пластмассы), по-прежнему есть поклонники у искусственно состаренной мебели, а также мебели стеклянной и металлической, особенно в цветом варианте. Здесь ценится утончённая интеллигентность, а не бравурная броскость, Матовые поверхности, мягкие формы, упрощённые, па первый взгляд, образы. Та же тема в несколько иной интерпретации. Измерение шестое – ВООБРАЖЕНИЕ.
Мебель существует не столько в реальном, сколько в вымышленном нами пространстве. Недаром говорят, что сегодня продаётся не товар, а отношение к нему, имидж, возможные ассоциации, приобщение к определённому кругу. Мебель дизайне интерьеров Одессы – как и вся жизнь - немножко театр, где одновременно в ходу несколько типовых сюжетов и ситуаций. С другой стороны, идет поиск новых, необычных посылов для восприятия мебели. Причем не только в сфере визуальных новшеств, но и в области взаимоотношений предметов и окружающего пространства, человека. Мебель неотделима от психологии, от стереотипов нашего сознания, от нашей личной и коллективной памяти, от нашего воображения.
Чайный столик запросто может рисоваться как чемодан, пи тем же линиям и законам, одеяла и наволочки вяжутся как шапочки или варежки и только вкус дизайнера определяет, насколько опустится мебель до настоящих чемоданов и варежек, а насколько сохранит в себе стул или кровать.
Первая, безусловно интересная всем и всегда тема, – это наше будущее. Футуристичность, космичность и фантастичность многих форм понятна – загляните в календарь, скоро новое тысячелетие. Почему бы не начать привыкать к обстановке космического корабля или инопланетного города? Вот вам металлическая ванная комната, вот кухня, напоминающая искусственный спутник, опять же консоль в виде летающей тарелки... Вторая тема связана с попыткой преодолеть функциональную зависимость предметов. Стулу надоело быть только стулом, шкафу – просто шкафом, столу – столом и т. д. Это так понятно, так по-человечески. Третье направление - самое «воображаемое воображение». Форма этой мебели настолько неоднозначна, что лишь недюжинная фантазии потребителя способна угадать смысл того или иного предмета. Для этих вещей даже нет ещё подходящих названий. Наше тело не нашло ещё созвучной им позы и динамики движений, наше социальное поведение ещё не закрепило за ними нишу в пространстве. Но они уже пришли – гости из будущего. Именно они будоражат фантазию и толкают всех дизайнеров интерьеров в Одессе вперед, в новые измерения.