Архитектурные связи Украины с Россией. Взгляд Одесского дизайнера.
Едва ли в какой отрасли культуры отразились так очевидно и убедительно давние взаимосвязи России и Украины, как в архитектуре.
Возникнув из единого источника - Киевской Руси, Россия, Украина и Беларусь пережили века тяжелых испытаний, времена феодальной раздробленности, от которых первой оправилась [Московская] Русь, второй Украина, третьей Беларусь. Естественно, что культурные отношения наладились прежде между [Московской] Русью и Украиной, где мы уже в ХIV-ХVI веках видим немало общего, особенно в оборонной архитектуре. В последствии это нашло свое отражение и в архитектуре Одессы и одесских интерьерах. Наиболее тесные и дружеские отношения установились после воссоединения Украины с Россией времен Богдана Хмельницкого.
Целый ряд памятников церковного строительства обнаруживает с того времени выразительные признаки влияния русского строительства, а одновременно в российскую архитектуру проникают определенные украинские приемы и формы. Среди последних прежде всего нужно отметить ярусность, появившаяся на [Московской] Руси во второй половине XVII столетия которая нашла здесь свою вторую родину. Пути и точное время проникновения ее с юга на север пока не установлены, но сам факт его переноса едва ли подлежит сомнению. По графическим материалам, которые опубликовал еще Буслаев, ярусность бытовала в Украине с XVI века, когда ее и следа не было на [Московской] Руси. В Одессе также имеется много архитектурных памятников, более поздего времени, чем в статье. Одесские дизайнеры давно и успешно проектируют шикарные интерьеры, архитекторы одессы проектируют красивые дома и коттеджи. Но вернемся к статье.
Конечно, возникает вопрос, перенесли украинские мотивы строители, приезжавшие с юга, или их занесли русские мастера-каменщики, что с тех пор часто наезжали в Украину в поисках заработков? Это последнее, пожалуй, вернее, потому что документы не сохранили нам среди московских строителей украинских имен, за исключением одного Старченко, в 1719 году, тогда как московские мастера в Украине насчитываются десятками. Другой новинкой, пришедшей из Украины и приглянувшаяся в Москве, стала "баня", особенная форма церковного купола химерного барочного очертания, которая прочно закрепилась на [Московской] и Руси в конце XVII века.
Этим влияние украинской архитектуры на московское строительство не ограничился, отразившись в строении планов и композиционных форм. Такая замечательная постройка, как собор Донского монастыря, за всем своим замыслом не могла возникнуть без учета приемов и форм, давно уже произведенных в Украине. Да и в нынешние времена архитекторы и дизайнеры интерьеров в Одессе зачастую диктуют интерьерные решения и моду в Москве.
В свою очередь целый ряд архитектурных черт русского строительства наблюдается в XVII веке в украинской архитектуре, в которую они проникали несколькими способами.
Частым было прямое приглашение из Москвы опытных строителей, с которыми заключали подрядный договор. Одним из таких, очень типичных для того времени, стал договор прославленного московского "каменных дел мастера" (каменщика) Иосифа Старцева, заключенный с гетманом Мазепой в 1693 году. Под скромным определением "каменных дел мастера" в Киев за сводкой царя был послан лучший зодчий тогдашней Москвы, созидатель Крутицкого терема, Посольского приказа и Кремлевской церкви Спаса. Он построил Мазепе две церкви - в Богоявленском Братском и Никольском монастырях. Дизайн интерьера в Одессе можно заказть у автора этого сайта. Второй такой случай был в 1700 году, когда по просьбе Мазепы Петр I прислал в Батурин другого выдающегося мастера Д. Аксамитова, названного "каменных сооружений художником". Договоренность Аксамитова с представителем Мазепы по строительству церкви в Батурине была, пожалуй, раньше, потому что в отпускной грамоте перечисляются многочисленные уже готовые строительные части будущей церкви, которые он должен с собой везти. Да, он вез с собой "к церковной вещи два каменные резные сваи, две капители, киот ... шесть завершений", а с ним ехал его резчик - "сницар" - со сводами деревянном резным позолоченным и капителью.
Целый ряд памятников церковного строительства обнаруживает с того времени выразительные признаки влияния русского строительства, а одновременно в российскую архитектуру проникают определенные украинские приемы и формы. Среди последних прежде всего нужно отметить ярусность, появившаяся на [Московской] Руси во второй половине XVII столетия которая нашла здесь свою вторую родину. Пути и точное время проникновения ее с юга на север пока не установлены, но сам факт его переноса едва ли подлежит сомнению. По графическим материалам, которые опубликовал еще Буслаев, ярусность бытовала в Украине с XVI века, когда ее и следа не было на [Московской] Руси. В Одессе также имеется много архитектурных памятников, более поздего времени, чем в статье. Одесские дизайнеры давно и успешно проектируют шикарные интерьеры, архитекторы одессы проектируют красивые дома и коттеджи. Но вернемся к статье.
Конечно, возникает вопрос, перенесли украинские мотивы строители, приезжавшие с юга, или их занесли русские мастера-каменщики, что с тех пор часто наезжали в Украину в поисках заработков? Это последнее, пожалуй, вернее, потому что документы не сохранили нам среди московских строителей украинских имен, за исключением одного Старченко, в 1719 году, тогда как московские мастера в Украине насчитываются десятками. Другой новинкой, пришедшей из Украины и приглянувшаяся в Москве, стала "баня", особенная форма церковного купола химерного барочного очертания, которая прочно закрепилась на [Московской] и Руси в конце XVII века.
Этим влияние украинской архитектуры на московское строительство не ограничился, отразившись в строении планов и композиционных форм. Такая замечательная постройка, как собор Донского монастыря, за всем своим замыслом не могла возникнуть без учета приемов и форм, давно уже произведенных в Украине. Да и в нынешние времена архитекторы и дизайнеры интерьеров в Одессе зачастую диктуют интерьерные решения и моду в Москве.
В свою очередь целый ряд архитектурных черт русского строительства наблюдается в XVII веке в украинской архитектуре, в которую они проникали несколькими способами.
Частым было прямое приглашение из Москвы опытных строителей, с которыми заключали подрядный договор. Одним из таких, очень типичных для того времени, стал договор прославленного московского "каменных дел мастера" (каменщика) Иосифа Старцева, заключенный с гетманом Мазепой в 1693 году. Под скромным определением "каменных дел мастера" в Киев за сводкой царя был послан лучший зодчий тогдашней Москвы, созидатель Крутицкого терема, Посольского приказа и Кремлевской церкви Спаса. Он построил Мазепе две церкви - в Богоявленском Братском и Никольском монастырях. Дизайн интерьера в Одессе можно заказть у автора этого сайта. Второй такой случай был в 1700 году, когда по просьбе Мазепы Петр I прислал в Батурин другого выдающегося мастера Д. Аксамитова, названного "каменных сооружений художником". Договоренность Аксамитова с представителем Мазепы по строительству церкви в Батурине была, пожалуй, раньше, потому что в отпускной грамоте перечисляются многочисленные уже готовые строительные части будущей церкви, которые он должен с собой везти. Да, он вез с собой "к церковной вещи два каменные резные сваи, две капители, киот ... шесть завершений", а с ним ехал его резчик - "сницар" - со сводами деревянном резным позолоченным и капителью.