Архитектурные связи России и Украины
Взгляд одесского дизайнера на историю(продолжение).
Церковь в Батурине не сохранилась, разрушена, наверное, во время бомбардировки города Меншиковым, но есть свидетельства о работе Аксамитова в Киево-Печерской Лавре, в донесении лавры в Коллегию иностранных дел от 17 июня 1721 говорится: "... сооружения внутри и вне монастырем ... все то средства монастырским строилось и ежегодно лагодилося ... Кроме ограды каменной с церквями, средства предателя Мазепы сделанными, а монастырским доработанным ... Типография в святой обители еще до предателя Мазепы и передше всех бывших гетманов и старанием справичних архимандритов печерских тиражом набожных князей ... Острожских ... сооружена .... Сумы всей на колокольню от Мазепы изменника, может, было четыре тысячи рублей, за которую всякий материал: камни, известь и кирпич в дело пущены. "
Из приведенного документа видно, что Аксамитов, видимо, после окончания строительства в Батурине начал сооружение колокольни Киево-Печерской лавры, но закончил лишь фундаменты ее, затем умер.
В 1721 году Лавра обратилась к Петру I с просьбой прислать архитектора для строительства колокольни и ремонта сгоревшей соборной церкви. Сначала была мысль направить в Киев зодчего украинских Старченко, о чем ходатайствовала Лавра, но потому, что тот умер, послали опытного зодчего Федора Васильева с сыном.
Старцев возил с собой в сотни специалистов-мастеров, к которым приобщал еще местных людей.
Из этого письма видно, что Устинов в летнем возрасте был уже, как и Старцев и много других московских строителей, не только зодчий, а, возможно, еще более подрядчик, ведя в разных концах страны великие стройки, вели обычно за уже существующими образцами и только с изменениями отдельно обусловливались в договорах, как мы видели в контракте с Ефимовым. Из письма непонятно, откуда взят был образец, на который предстояло равняться, как договорились все трое - двое заказчиков и Устинов. Среди тогдашних московских храмов, сохранившихся такого нет, но нельзя ручаться, без предварительного архитектурно-археологического исследования кладки, не испытал он перестройки в XIX столетии. Об этом можно догадываться по наличию на северо главе крупных спаренных окон и некоторых деталей.
Гораздо убедительнее свидетельствует о руке московского мастера портал "Богородичного Назарета".
По всем архитектурным признакам, насколько о них дает возможность сделать вывод сохранена фотография, тот же Устинов построил в Нежине еще одну церковь - Преображенская, в 1721 году. Весь ее архитектурный облик одной природы с "Назаретом".В архитектуре Украины того времени много прекрасного, и надо искренне пожалеть о тем, что до хватает больших исследований реставрационно-обмерных характера. Только в новейшее время стали появляться давно вожделенны книги и статьи, прежде всего М. Холостенко и Г. Логвина, которые открывают нам эту красоту, яркие свидетельства давней культурной дружбы двух великих народов. Некоторые приведенные здесь мнения, сопоставления, аналогии могут оказаться не лишними для будущих исследователей.
Так же, как величайшие архитектурные творения Новгорода, Пскова, села Коломенского и Москвы проявляют выразительные признаки трансформации в камне давних деревянных форм, лучшие произведения украинской архитектуры не могли бы быть созданы, если бы прежде не родились в дереве. Это тот самый здоровый процесс перерастания одних форм в другие, что мы видим во всей истории античной архитектуры. В Одессе правда начали возводить архитектурные сооружения из известняка.
И действительно, достаточно только взглянуть на декоративную обработку стены собора Печерского монястыря, чтобы не было сомнения, что в его строительстве принимали участие русские мастера. Есть все основания предполагать, что собор - настоящее детище дружественного совместного творчества русских и украинских зодчих. Еще больше ощутимое украинское художественное дыхание в Покровском соборе Харькова, построенном в 1689 году.
Абсолютно украинскими целом и в деталях церковь гетмана Апостола в Сорочинцах (1730-1732 гг), пышно украшенная резьбой, подражающего вышивки рубашек, и Троицкая церковь Густинской монастыря (1674 г.); монументальная, бесспорно, народная Николаевская церковь Нежина и поражающие стены с башнями Преображенского монастыря в Новгороде-Северском, также проникнуты народным духом.
Смешанный московско-украинский отпечаток лежит на волшебных гражданских зданиях, таких, как полковая канцелярия в Чернигове, построенная полковником Лизогубом. В ней, как и во многих других памятниках, сооруженных в конце XVII - начале XVIII века, нелегко отличить частицу русского и украинского зодчих в их совместной работе. Но, как мы видели, существуют и такие достопримечательности, где за их украинской сути совсем не чувствуется руки русского мастера и, наоборот, есть и другие, почти полностью перенесены с севера на юг. А заказать дизайн интерьера в Одессе можно у автора этого сайта.