Возникновение интерьерного дизайна.

Что послужило предпосылками декорировать свои квартиры и разрабатывать дизайн.

Дизайн, в т.ч. и дизайн интерьера в Одессе, возник, как желание радикальной творческой интеллигенции изменить предметное окружение человека, а через это изменить и самого человека, улучшить его существование. Но дизайн был поглощен коммерческим духом современной западной цивилизации. Втянут в массовое производство, видоизмененный дизайн стал органической частью современного социально-экономического механизма.


В современном обществе на данном этапе развития дизайна есть основания говорить о двух разных виды дизайна, которые, скорее всего, следуют друг за другом: дизайн-как важное средство улучшения качеств промышленных изделий, повышения экономической эффективности производства и оптимизации взаимоотношений между производством и использованием его продуктов (такой дизайн часто называют классическим. дизайн-как общее (или тотальное) проектирование предметной среды, окружающей человека. Общее проектирование включает в себя комплексное перспективное проектирование, которое должно обеспечить создание предметных условий решения социальных, эстетических, бытовых и определенной степени психологических проблем, существующих в современном обществе, в том числе и в Одессе.


Для того чтобы начать конструирование того или иного изделия, или проектировать дизайн интерьеров в Одессе необходимо выявить его общественную необходимость, то есть дать ему социально-качественную оценку, а также решить, в каком количестве следует выпускать изделие, чтобы он соответствовал потребностям общества. Для определения того, насколько данный продукт соответствует требованиям удобства и красоты, необходимо рассмотреть его не как изолированный предмет, а как часть сложной системы «Человек-Предмет-Среда». В соответствии с требованиями эргономики изделие должно быть приспособленным к действиям человека и иметь качества и черты, которые делали бы его действительно полезным.

Технические и экономические требования к конструированию изделий и разработке уточняются постоянно для улучшения конечного результата. С позиции дизайна изделие должно отвечать некоторым дополнительным требованиям. Изделие должно быть максимально экономичным не только в процессе производства, но и в эксплуатации. Одесситы не любят тратить деньги на плохие вещи. Он должен обеспечить общую рентабельность производства даже тогда, когда использование некоторых методов художественного конструирования приведет к удорожанию его производства. При художественном конструировании (разработке дизайна) изделия должна быть достигнута полная согласованность между его физико-механическими ресурсами и сроками его морального старения, то есть должна быть обеспечена синхронность его старения по всем параметрам.


Дизайн можно определить как вид регулирования человеческих отношений через массовую коммуникацию маркетинга и торговли. Покупая изделие одессит покупает не только вещь, которая необходимо а, будто воспроизводит саму себя, собирает себя по частям, восстанавливает себя, воспроизводит тот образ, который имеет в ней быть в соответствии с той ролью, которую человек играет в обществе. Изделие определяет некоторой степени статус, отражает мировоззрение и видение своего места в этом мире. Например Б. Гройс в своей статье «Искусство, дизайн, политика» приводит следующее объяснение этого явления: «Люди, как правило, покупают не потому, что им понадобиться, >а чаще потому, что другие это уже имеют. Следовательно, акт покупки является действительности политическим актом, и учитывает экономика.


При покупке вещи той или иной известной фирмы люди тем самым маркируют свою принадлежность к той или иной общественной группы. Вся система потребления является системой символического вписывания себя в какой визуальный контекст ». 1 (1, с.57) «Акт купли-продажи не является сегодня просто экономическим актом. Это акт и нравственный, и политический, и эстетический. Дизайн в нем выступает абсолютно обязательным элементом, иначе товар не будет тем, чем должен быть. Он будет стоимостью, будет потребительской стоимости, но не будет ценностью в широком смысле слова »2 (2, с.47)Это можно в полной мере отнести и к Одесским потребителям дизайна.


Возникла проблема, с критикой которой выступали многие ведущих дизайнеров. Это проблема фетишизации предметов, изделий, их внешней формы. Стилизация или предоставление чрезмерного, показного шика внешнему виду предметов может создать из предметов вещи, которые будут иметь стоимость только за образ который они воплощают. Вины только производителей здесь нет. Производители и потребители сходятся в своих пожеланиях. Ведь человеку необходимые вещи, которые бы создавали ее образ, отражали социальный и экономический статус, подчеркивали ее неповторимость и индивидуальность. Но человек может быть поглощена вещами, может наступить момент когда процесс выбора предметов окружения станет неуправляемым, вещи могут противостоять человеку «становясь его второй природой без которой он не сможет существовать и которая теперь сама способна управлять его существованием». 3 (4, с.203)


Коммерческая сторона дизайна, его способность стимулировать доходность может образовать много сложностей для самого дизайнера. В условиях конкуренции дизайн используется как средство повышения коммерческого успеха изделия, а< дизайнер нередко оказывается простым техническим исполнителем, который должен угодить вкусам заказчика, или вкусам потребителя. Заказчик и потребитель, при этих условиях, навязывают дизайнеру свое представление о красоте, форме и т.д., дизайнер обречен лишь на оформление изделий, их стилизации согласно требованиям заказчика или потребителя. Зачастую это происходит при общении дизайнера интерьеров в Одессе с т.н. «трудными клиентами»

Конечно дизайнер интерьера в одессе должен учитывать требования и пожелания потребителя. Но одно дело «учитывать», совсем другое-слепо подражать им. «Дизайнер только тогда получает творческую удовлетворенность в работе, когда придает изделиям настоящие художественные черты, воспитывая тем самым вкус потребителя, прививая ему навыки эстетического восприятия действительно хороших вещей. Дизайнер как профессионал обязан вести за собой потребителя, постоянно идя на шаг впереди него. 4 (4, с.7)

Знания, опыт и навыки дизайнера могут иметь решающее значение и позволяют учитывать разнообразие социальных, психологических и идейных факторов. В деятельности дизайнера научный подход к требованиям проектирования того или иного предмета и художественное творчество сливаются в единое целое, превращает дизайн в самостоятельную и специфическую сферу художественного творчества, а проектирование изделий-в коллективном творчестве производителей, инженеров, дизайнеров и многих других специалистов.


Человек существует в сложных взаимоотношениях с окружающим ее миром, в том числе с миром вещей, механизмов и т.д. Механизмы, вещи вообще, должны служить человеку как лучше и составлять гармоничное целое-вот вывод, что сделало человечество за столетия проектирование вещей и изменений, оно вносило в окружающую среду. Именно этот вывод был положен в основу современного дизайна. Следовательно, можно говорить, что дизайн, в том числе и дизайн интерьеров в Одессе - это сложное социально-экономическое явление, рожденное современными условиями производства, и извечным желанием человека улучшить свою жизнь, предоставить удобства и красоты своему существованию.